Лучшая гитарная примочка своими руками
BK Butler Tube Driver не встретишь в списках "Топ лучших гитарных педалей", хотя звучание этой педали вы слышали множество раз. Почему? Всё очень просто: BK Butler Tube Driver не является изделием масс маркет, это штучная вещь, собираемая вручную мистером Брентом К. Батлером. Первые модели собирались в его гараже, начиная с 1975-го, потом педаль выпускала фирма CHANDLER INDUSTRIES. В 1983-м примочку Tube Driver приобрел Дэвид Гилмор, заменив ей свой старый Colorsound Power Boost, и с тех пор "фирменное" звучание Pink Floyd — это звук именно Tube Driver.
Батлер разорвал свои отношения с Chandler Industries в 1987 году, но Chandler зарегистрировали на себя торговые марки Tube Driver и Real Tube Overdrive и начали выпуск "усовершенствованных" Tube Driver, а Батлеру пришлось на какое-то время прекратить выпуск этих устройств. Чтобы отстоять право на свое изобретение, Батлер подал заявку номер US5022305A на патентную защиту своей схемы в 1989 году, этот патент находится в открытом доступе. Вы можете скачать и ознакомиться с ним в Google.
Чендлер пытались помешать Батлеру делать свои педали Tube Driver и Real Tube, заявив, что это их схема и торговая марка, и даже подали на него в суд, но Батлер выиграл суд и вернулся к работе над оригинальными устройствами. Была зарегистрирована компания Butler Audio Inc., но на промышленные объемы Батлер так и не вышел, оставшись уникальным производителем гитарных примочек и аудио-оборудования для избранных. Ниже видео, где полностью разбирают устройство и примеры звучания оригинального Tube Driver.
Кроме Гилмора, BK Butler Tube Driver имеют на своем педалборде Эрик Джонсон, Брэд Уитфорд, Билли Гиббонс, Джо Бонамасса, Джо Сатриани, Кенни Уэйн Шепард, Джей Маскис, Дэвид Холт, Кит Урбан, Энди Тиммонс и другие замечательные гитаристы.
Так почему же педаль BK Butler Tube Driver не занимает высокие места в Топ гитарных примочек, а довольствуется 79-м местом из 1975 педалей овердрайв на Equipboard Gear Score? Причина проста: она стоит бешеных денег. Именно поэтому в мире существует крайне мало людей, слышавших эту примочку вживую, поэтому так часто на форумах встречаются такие мнения (ошибочные, разумеется): "BK Butler Tube Driver? Ничего особенного, обычная грелка!"
Цены на ранние версии BK Butler Tube Driver могут достигать нескольких тысяч долларов. Цена на современную версию гораздо ниже: 299 долларов в версии с четырьмя ручками и $369 за версию с пятью. Конечно, $70 за лишний потенциометр и два проводка — совершенно неадекватные деньги, но скажу честно, если бы я вручную собирал для ZZ-Top и Pink Floyd примочку имени себя, я бы брал больше.
Кстати, хорошая идея, собрать примочку своими руками. Давайте этим и займёмся.
Схема BK Butler Tube Driver
Оригинальная схема, нарисованная автором, приложена к упомянутому выше патенту, поэтому создание клона не составляет особого труда. Приведу небольшую цитату:
Tube Driver имеет уникальную конструкцию по сравнению с другими ламповыми овердрайвами. Использование лампы полностью отличается от типичной схемы высокого напряжения. Вместо использования внешнего источника питания, как в современных педалях, в Tube Drivers используется внутренний понижающий трансформатор с напряжением холостого хода 15 вольт.
Сигнал с входного разъема сначала поступает на 1/2 операционного усилителя, который действует, как входной буфер с низким импедансом. Затем он переходит на другую половину операционного усилителя, использованного , как инвертирующий каскад усиления. Операционный усилитель настроен на высокий коэффициент усиления, при этом уровень усиления регулируется потенциометром при максимуме около 350х. Именно здесь генерируются первичные искажения до того, как сигнал поступает на пару триодов в лампе 12AX7. Он проходит через резистивный делитель в первую половину инвертирующего каскада усиления лампы, затем через другой резистивный делитель, прежде чем попасть во второй каскад усиления. Вместо того, чтобы генерировать большую часть искажения, вакуумная лампа используется для окрашивания искажения. Стандартное смещение сетки отрицательного напряжения вместе с отрицательным напряжением 12 вольт, подаваемым на катоды, помогает лампе уникальным образом преувеличивать искажения. Для лампы 12AX7 требуется два разных напряжения - 12 вольт для нагревательного элемента и 150-300 вольт для усилительных элементов. Tube Driver работает в режиме «голодного питания», анодное напряжение составляет всего около 30 вольт.
Выше я показывал, сколько версий Tube Driver было выпущено, и это еще не все. В некоторые годы производилось всего пять или шесть устройств, но каждое из них было "заточено" под конкретного музыканта. В ранних версиях, которые ещё не назывались Tube Driver, использовалось две лампы, после вместо лампы в каскаде предварительного усиления использовался ОУ JRC4558, еще позже — TL072 от Texas Instruments. Забегая вперёд скажу, что я переслушал с десяток разных ОУ в схеме Tube Driver, но именно эти два оставили самое приятное впечатление, первый — жирный певучий звук, второй — с чудесным басовым клокотанием. А вот NE5532 от Philips, хорошо звучащий в обычном усилителе, в Tube Driver звучит совершенно невзрачно и невыразительно, с этой микросхемой Tube Driver не отличишь от десятков других педалей овердрайв.
Нужно понимать, что схема Tube Driver, заявленная в патенте, была сделана так, чтобы выиграть суд у Chandler. Судя по всему, возврат к внутреннему размещению блока питания вызван именно этой причиной. Следствием стала повышенная шумность примочки и очень хитрая разводка земли, чтобы эту шумность снизить. Но зачем нам бороться с шумами от трансформатора при помощи компоновки элементов и размещения проводов, если можно вообще убрать трансформатор из корпуса? Я пробовал оба варианта и скажу так: с внешним блоком питания шум отсутствует полностью, так что рекомендую именно внешний блок питания на 12 вольт переменного тока.
Эта схема скопирована с оригинального Tube Driver пользователем bajaman с форума freestompboxes ещё в 2007-м, и за прошедшие годы прекрасно себя зарекомендовала.
Номиналы деталей кое-где отличаются от номиналов, заявленных в патенте, в основном, в целях повышения надёжности. Например, конденсаторы по питанию на 25 вольт вместо 16, плёночные разделительные конденсаторы Orange Drop вместо электролитов, т.е. идеология полностью сохранена, а качество комплектующих даже улучшено.
Где купить детали для самостоятельной сборки BK Butler Tube Driver
Поскольку мы избавились от внутреннего трансформатора, нет никакой необходимости в корпусе столь большого размера, как у оригинала. Мы возьмем обычный корпус 1590BB и готовую электронику с разводкой именно под этот корпус, как на схеме выше, а блок питания купим за полтинник на ближайшей барахолке (по сути это просто трансформатор в отдельном корпусе, поэтому подойдет любой с выходом 12 вольт переменного тока). Кроме этого, нам понадобятся латунные стойки для фиксации плат внутри корпуса, дрель, сверла 3мм, 5мм, 7мм, 10мм и 12мм. И, собственно, лампа 12AX7 (ECC83).
Что нужно заказать:
- Набор для самостоятельной сборки BK Butler Tube Driver.
Включает в себя две платы в сборе для монтажа в корпусе 1590BB, плюс полный комплект проводов и разъемов, светодиоды, потенциометры и кнопку.
Продается здесь. - Корпус 1590BB.
Продается здесь. - Лампы 12AX7.
Я приобрел лампы ECC803S от JJ и 12AX7 от TJ Fullmusic. Первая — отлично звучащая и проверенная десятилетиями, вторая — по сообщениям многих музыкантов, лучшая лампа китайского производства; мне просто захотелось её услышать.
Продается тут и тут. - Стойки для фиксации платы внутри корпуса.
Я предпочитаю использовать латунные стойки, поскольку их можно запросто открутить при замене лампы или ОУ. С пластиковыми клипсами это сделать нелегко, а кроме того, шляпки винтов снаружи корпуса выглядят куда симпатичней, чем пластиковые клипсы. Я на будущее взял целую коробку разных, но в принципе нам достаточно 6 штук длиной миллиметров 5.
Продается тут.
Если дрель со сверлами, паяльник, флюс и припой у вас есть, то всё, что осталось — разметить корпус, примерить, обрезать и зачистить провода, соединить 20 точек на плате с аналогичным количеством точек на второй плате, разъемами и потенциометрами, а потом всё собрать.
Сборка BK Butler Tube Driver в корпусе П-СК-Д-5-1
Я не то, что не верил в успех, но для начала решил сэкономить на блоке питания и на корпусе. Волей случая оказалась в загашнике для самоделок приставка П-СК-Д-5-1 "Ростов-Дон", и главная радость была в том, что питается эта приставка как раз от трансформатора с выходом 15 вольт, как и оригинальный BK Butler. А ещё имеет кнопку вкл/выкл с индикатором включения, антенные входы на задней панели, которые можно использовать под размещение гитарных джеков, и уже встроенный потенциометр на 10кОм для регулировки смещения. Готовый корпус с питанием для моей самоделки, подумал я и приступил к работе.
Открываем корпус. Из этого всего разнообразия нам нужен только трансформатор, кнопки включения-выключения и ползунковый резистор. Всё остальное безжалостно откручиваем, высверливаем, выковыриваем и срезаем.
Расставляем платы и примеряем. Смотрим, где будут разъемы, кнопка и крутилки. Плата с лампой устанавливается на стойки вместо оригинальной платы, нужно будет просверлить в плате одно отверстие. Вторая плата, где питание, будет прикручена на стойки прямо к задней стенке корпуса.
На шасси нужно будет рассверлить отверстия. На тыльной части, где были гнезда антенн, под гитарный вход и выход — до 10 мм и питание 12 мм. На верхней части вместо потенциометра "Точно" у нас будет кнопка переключения, 12 мм. Сам корпус рассверливать не будем, диаметр отверстий в нем вполне подходящий. Потенциометры разместим на верхней части корпуса, диаметр отверстия 7 мм, размечаем и сверлим. Также нужно сделать отверстие для лампы, я просверлил сверлом по дереву отверстие 22 мм и потом по месту канцелярским ножом его расширил. Получилось отверстие порядка 25 мм. Такое отверстие, во-первых, упрощает размещение платы в корпусе, во-вторых, сильно упрощает замену лампы. Кстати, пробовал вместо 12AX7 использовать RFT ECC81, звук далек от оригинального, но тоже очень интересный.
Ну всё, снимаем крышку и приступаем к пайке. Обычно я паяю схемы по пути следования сигнала, но в этот раз решил по прилагаемой инструкции, просто по часовой стрелке. Начал с перемычек на кнопке, и потом по очереди против часовой стрелки: оранжевый провод от R1, затем земля от входного разъема и так далее.
В результате получился такой вот франкенштейн. Предвижу замечания "провода нужно делать покороче!" и "в косички свить!", но напоминаю, это пока лишь макет. В финале всё будет укорочено и свито, пока я лишь хотел убедиться, что схема работает. И оказалось, что она действительно работает! Я два вечера просидел, просто извлекая звуки, от которых по коже шли мурашки.
Но фон... Откровенно говоря, оригинальный Тьюб Драйвер тоже не великий символ тишины, соотношение сигнал/шум у него всего лишь 70дб. Но здесь фон был ещё выше. "Трансформатор фон даёт" — подумал я, и тут же решил сделать дублирующее внешнее питание. Чтобы было удобней сравнивать, поставил милитари-тумблер, быстро переключающий питание с внутреннего на внешнее.
А для успокоения совести ещё припаял на входную обмотку трансформатора параллельно конденсатор X2. Знаете, что изменилось? Ничего. При переключении с внутреннего трансформатора на внешний блок питания тембр фона менялся, но его громкость — нет. Следующим шагом экранирую корпус.
Собираю и слушаю. При питании от внутреннего трансформатора фон остался, хоть и незначительный: на концертах не поиграешь, но для дома в принципе нормально. А от внешнего блока питания получается совершенно прекрасный звук. Чистый, без фона и артефактов. Чтобы похвастаться работой, отправляю получившееся устройство почтой знакомому композитору. Его зовут Макс, сочиняет музыку для кино и сам же её записывает на домашней студии.
Через два дня после получения посылки Макс со мной связался и сказал, что я сволочь. Потому что вместо того, чтобы работать, он двое суток просидел с гитарой и моим изделием. И что прекрасней овердрайва он в жизни не слышал. И сколько эта штука стоит, потому что возвращать её обратно он не собирается. Я предложил завершить проект, установить платы в корпус, покрасить и сделать всё красиво, но Макс отказался. Во-первых, он любит олдскул и стимпанк, во-вторых, ему в студии важно звучание, а не красота, и наконец, он не собирается выступать с этой примочкой на концертах, а если и соберётся, то в таком виде она ещё прикольней, кто увидит — сильно удивится.
В общем, договорились так: пробный экземпляр остается жить в студии, а вместо него Макс закажет для меня ещё один комплект запчастей, лампу и хороший алюминиевый корпус. А ещё он пообещал записать демку моего Тьюб Драйвера.
Нападение России на нашу родную страну немного задержало выход демки, но она записана, все гитарные партии на треке писались через описанную в статье примочку.
Слава Украине! Россия должна быть уничтожена!