Вы замечали, что при фотографировании предметов крупным планом фотографии зачастую получаются тусклыми, а в условиях недостаточной освещённости ещё и нерезкими? Первое желание начинающего фотографа - использовать встроенную выдвижную вспышку (такие есть на зеркальных камерах начального и полупрофессионального уровня, например, на моей Canon 1000D). Но в результате фотографа ждёт разочарование - из-за того, что вспышка конструктивно расположена по одной оптической оси с объективом и непосредственно над ним, часть кадра получается затемнённой - это из-за того, что часть светового пучка от такой вспышки перекрывается объективом. Такие снимки - технический брак. Избежать его можно, используя другую схему освещения - использовать внешнюю вспышку, устанавливаемую сбоку от предмета съёмки, или использовать внешнюю накамерную вспышку с поворотной головкой и светоотражателем. Эта схема подходит для предметной съёмки в помещении, где есть возможность установить дополнительное оборудование и в спокойной обстановке вести съёмку. Но она не подходит, если вы ведёте съёмку макрообъективом или объективом с макрокольцами, когда передняя линза объектива располагается очень близко (3 - 10 см) к предмету съёмки - в этом случае неравномерная тень по кадру будет сбоку из-за обрамления передней линзы. В общем, тоже технический брак.
Таким образом, оптимальное решение — расположить источник света максимально близко к предмету съёмки, причём, пучок света не должен перекрываться конструктивными элементами объектива. Таким решением является кольцевая макровспышка: источники света располагаются по кругу передней линзы объектива и им ничего не препятствует освещать предметы в построенной вами композиции. В арсенале фирменных вспышек у Canon есть достойные экземпляры, которые хороши абсолютно всем, кроме одного - крайне негуманного ценника для любительской фотосъёмки. К счастью, инженерная мысль китайских производителей, как всегда, готова прийти на выручку начинающим фотографам. В нашем случае такой помощью будет недорогая кольцевая светодиодная макровспышка HD-130 (ценой около 20 долларов), которая сотнями продается на Алиэкспресс. Свою я купил в этом магазине.
А фоном для съёмки я сегодня выбрал фантастический коврик для мыши в виде Его ворсейшества персидского ковра, который продается вот тут. Купил, чтобы поржать, но внезапно оказалось, что коврик очень качественный и удобный, и на неподготовленных людей производит сильное впечатление.
В посылке были:
и два маленьких, но приятных, бонуса:
Теперь обо всём по порядку:
Упаковка. По коробке, традиционно, щедро прошлась нога человека (иногда мне кажется, что это эдакий китайский знак качества). На ней - внешний вид и комплектация. Ничего примечательного в самой коробке больше нет, важно то, что содержимое посылки не пострадало.
Инструкция на двух языках - английском и китайском, коротенькая, наглядная, не требует каких-то углублённых знаний языка.
Светофильтры (жёлтый, белый, синий). Матовые, полупрозрачные. По идее, они должны придавать оттенок излучаемому вспышкой свету и делать его более равномерным, позже проверим на практике.
Подставка. Хм, спасибо, конечно, но зачем она - я, если честно, не понял.
Кольцевые адаптеры. На объективах есть обрамление передней линзы, на нём - резьба для светофильтра, вот на эту резьбу и накручивается кольцо-адаптер, на которое потом надевается блок освещения. То есть, если вы задаётесь вопросом “а подойдёт ли мне эта вспышка?”, то ответ, скорее всего, “да”. Если у вас на камере есть “горячий башмак” (разъём под внешнюю вспышку), а диаметр резьбы под светофильтр совпадает с диаметром одного из адаптеров (а их в комплекте семь штук) - вспышка должна нормально встать на объектив и заработать (я не могу, к сожалению, это с абсолютной уверенностью утверждать - у меня нет камер всех производителей фототехники. Проконсультируйтесь с продавцом, если испытываете сомнения).
Бонусы. Карандаш, хоть внешне очень похож на оригинальный LENSPEN, по качеству опечалил: из кисточки лезет ворс, подушка с углеродной пропиткой приклеена клеем, который мажет линзу. Это плохо. К пластиковому боксу претензий нет: в него можно уложить 4 элемента АА или ААА.
Конструктивно вспышка выполнена из двух блоков, соединённых между собой навитым коммутационным кабелем.
Блок управления, с горячим башмаком, на подошву которого выведено два контакта для получения сигнала от камеры. Блок фиксируется на камере пластмассовым прижимным кольцом (не переусердствуйте, затягивая кольцо – у меня была накамерная вспышка с пластмассовым кольцом, однажды я не рассчитал силы и кольцо лопнуло).
Со стороны, обращённой к фотографу, расположен экран с подсветкой и кнопки управления вспышкой. Питание – 4 элемента типоразмера AA. Крышка батарейного отсека расположена сбоку, открывается и закрывается без проблем, что при пустом, что при заполненном батарейками отсеке (на некоторых вспышках это проблема – закрыть отсек с батарейками и не сломать крышку). Если при установке батареек перепутать полярность, вспышка попросту не включится, после правильной установки включается как обычно (проверено лично).
Каких-либо других разъёмов на блоке нет – это значит, что к ней нельзя подключить внешний источник питания, она не синхронизируется с камерой. Передняя часть корпуса глухая – нет светоловушки, вспышка не может поджигаться от другой вспышки, более того, если посмотреть EXIF файлов, то можно видеть запись, что flash did not fire [off], хотя она и срабатывала! Поэтому идея крепить блок управления на подставке (само кольцо со светодиодами возможности крепления кроме как на адаптер для линзы не имеет) мне совершенно непонятна, отсюда и удивление, зачем подставка в комплекте.
Блок освещения в виде кольца, в углублении которого расположены по кругу 48 светодиодов со светоотражающей пластиковой отбортовкой. Большее количество светодиодов по сравнению с другими вспышками-аналогами должно давать более равномерное свечение, чему также должны способствовать матовые светофильтры.
Светофильтр снимается проворотом на несколько градусов, в какую сторону крутить подскажет отметка на торце блока и риска на светофильтре.
Фиксируется блок на адаптере с помощью четырёх зубьев внутри кольца; чтобы блок снять, нужно одновременно надавить на две кнопки на внешней стороне кольца.
Светодиоды работают в трёх режимах:
Управление вспышкой. Поскольку камера о том, что на неё установлена вспышка, не подозревает, все регулировки и переключения режимов производится кнопками на блоке управления, пройдёмся же по ним:
ON/OFF вкл/выкл. Вспышка включается после нажатия и удержания кнопки в течение пяти секунд, выключается за такое же время. Подсветка экрана длится секунд двадцать с момента последней активности (нажатие кнопок, срабатывание вспышки). Полное отключение завялено по истечении 30 минут простоя, но однажды я на это понадеялся, а зря – вспышка так и простояла с рабочим экраном с вечера до утра (но подсветка отключилась). Впрочем, на уровень заряда батареек это заметно не повлияло.
LIGHT режим постоянной подсветки всем кольцом светодиодов.
MODE кнопка переключения по кругу между режимами FLASH – L – R (режим вспышки – вспышка левой половиной кольца – вспышка правой половиной соответственно), выбранный режим помечается точкой под соответствующим пунктом меню на экране.
PILOT кнопка проверки выбранного режима (вспышка кольцом, левой или правой половиной).
SET по факту кнопка для красоты и симметрии – никакой функции не выполняет, о чём честно написано в инструкции (Vacancy button).
◄ ► кнопки теоретической регулировки мощности вспышки; значения на экране от -1,5 до +1,5 (дублируются столбиками, по типу уровня сигнала Wi-Fi) в инструкции написано, что значению -1,5 соответствует 1/64 мощности вспышки, мощность 1/1 соответствует значению +1,5. Получается, семь ступеней с двукратным изменением мощности на ступень. Всего ступеней семь, по умолчанию значение «0» (1/8).
С теорией и обзором всё, переходим к практической фотографии.
На такой вот незатейливой композиции в полностью ручном режиме (ISO 100, F7, 0 EV, 1,3 sec) сделаем тестовые снимки крупным планом и опробуем, есть ли смысл в светофильтрах (вспышка в режиме FLASH).
Семь кадров с изменением мощности вспышки от -1,5 до +1,5 (фото 12 - 18) и один вообще без неё (фото 19); для удобства в снимки вклею гистограммы:
Теперь я поменяю объектив на HELIOS 44-2, с помощью макроколец присоединю к камере и попытаюсь сделать макроснимки с изменением режимов вспышки (слева-кольцо-справа-без вспышки):
И последний тестовый снимок объективом сигма на широком угле (18 мм). Видите засветы в углах кадра? Это в объектив попал свет от светофильтра. В инструкции об этом предупреждают, правда на последней странице, и советуют устанавливать фокусное расстояние не меньше 50 мм.
Напоследок Таблица характеристик, взятая из инструкции (и примечания к таблице):
Ведущее число | 15 |
Эффективное расстояние | 5 см – 2 м * |
Цветовая температура | 3000 – 15 000 К ** |
Длительность светового импульса | 1/100 с |
Вес (без батареек) | ок 200 г |
Диаметры резьб адаптеров, мм | 40,5; 52; 55; 58; 62; 67; 72; 77 |
* вот два метра – это сказки, из полусотни тестовых снимков влияние вспышки различимо максимум на расстоянии до 80 см.
** 15 тысяч Кельвинов – это зимнее небо в яркий морозный день. Скорее всего, хотели написать 3 – 5 тысяч Кельвинов (от тёплого до холодного белого, с использованием светофильтров, но ошиблись). Ну, с кем не бывает? ¯\_(ツ)_/¯
Выводы:
Общее впечатление – на крепкую троечку.
По сути, это не макровспышка, а светодиодный фонарик с регулируемой мощностью, расположенный на передней линзе объектива. Это бесспорно лучше, чем встроенная вспышка, но до полноценной макровспышки ещё очень далеко. Подойдёт непрофессиональным фотографам для предметной съёмки небольших объектов крупным планом – например, для онлайн-магазинов.
Желающим серьёзно заняться именно макрофотографией, где важен контроль над параметрами вспышки, рекомендую обратить внимание на клон фирменной кольцевой макровспышки вспышки Canon MR-14EX, но с куда более гуманным ценником от Yongnuo.
Важно! Для макросъёмки (да и съёмки крупным планом) обязательно используйте штатив и пульт для спуска затвора (см. мой Обзор на пульты)
Смотреть комментарии
Здравствуйте!
На китайском рынке (в частности в Алиекспрес) модели RF-550D и hd-130 продаются по разным ценам.
А в чем разница, подскажите, пожалуйста.
Вот, например, ссылка, где надо выбырать между моделями: http://bit.ly/2Ylze7V
Сама вспышка не отличается ничем. Разница в цене, упаковке и светофильтрах: в одной вспышке они матовые, в другой прозрачные.
Спасибо, Стас,
Я почти заказал было RF-550D, но попал на модель 2018-го года RF-600D. Ненамного дороже, но с Ultra-bright LEDs и ведущим числом 21.
Решил попробовать и заказал. Надеюсь что будет работать почти как нормальная светка.
Напишите, когда получите, о ваших впечатлениях.
Посылка прибыла на удивление быстро.
Бонусов нету.
В чем разница с RF-550D:
Число светодиодов меньше, но они ярче и общая мощность должна быть выше, по словам торговца. В полной темноте, с расстояния двух метров, в общем, можно снимать, хотя и с небольшой натяжкой - 1/30, F4, ISO 800.
Длина импульса в режиме FLASH составляет около 1/20 сек. Синхронизация с затвором не очень хороша в результате чего фотография с выдержкой менее 1/10 сек. в режиме FLASH оказывается на полшага темнее чем в режиме LIGHT, при той же выдержки. При выдержке 1/180 и короче, вспышка совсем выходит из синхронизации, но это нормально для камер без высокоскоростной синхронизации (например как мой Nikon 5100).
Вспышка хорошо принимает NiMH аккумуляторы (4х1,2 в.), так что можно работать постоянно в режиме LIGHT не жалея батареек.
Пробовал снимать макро при помощи насадочных лынз. Свет получается перфектный. Можно снимать и без штатива при небольшим ISO до увеличения х10.
В целом полезная вещь.
Спасибо!
Обязательно поделюсь, только подождать надо. Если придет за месяц буду счастлив - в Али-то не очень шустрые.
Станислав, а расскажите подробнее о макрокольцах?
Судя по всему, отличная штука!
P. S. ковёр - огонь!
Скажите, а вам интересен был бы обзор ковра?
Нет, спасибо! Я уже купил.
Спасибо за вопрос! Я обязательно напишу об этом немного позже.